Вечером 9 июля 2016, в 19:46 по Московскому времени, пулом Discus Fish был добыт блок Биткоина с порядковым номером 420 000, что ознаменовало генерацию 75% всех биткоинов из заложенных Сатоши Накамото в алгоритм 21 000 000 BTC. Полное вознаграждение пула составило чуть больше 13 BTC, включая комиссии. После долгого ожидания, наконец, свершилось то, чего боялись майнеры и желали «холдеры» — второе уполовинивание награды за блок Биткоина. Награда в «генерирующей» транзакции, первой вкаждом блоке, была сокращена в два раза — с 25 до 12.5 BTC. Доля комиссий составила около 4% общего вознаграждения за блок. И это уже достаточно весомая цифра. Следующее деление на два, как ожидается, произойдет примерно через четыре года с этого момента, когда в блокчейн попадет блок с номером 630 000. Однако, временной интервал уменьшения награды не фиксирован. Если бы блоки четко добывались с интервалом в 10 минут, то первое уполовинивание произошло бы в январе 2013 года, а второе — в январе 2017-го. Но по итогам 7.5 лет существования Биткоина, он идет с «опережением графика» примерно на полгода. Это связано с постоянным ростом сложности — между пересчетами блоки добываются быстрее, и пересчет происходит не через 14 суток, а через 13.5, 12, а при взрывном росте мощностей хэширования, который наблюдался в 2011 и 2013 годах, пересчеты иногда происходили через 10 и даже менее 9 суток. И каждый ускоренный пересчет сложности добавлял дни в «копилку» следующего сокращения награды, приближая его наступление.
Курс остался на месте
Самым главным последствием уполовинивания награды, конечно же, станет сокращение предложения биткоинов на быржах, что может привести к повышенному спросу и соответственно росту цены. первое уполовинивание в ноябре 2012 года произошло при относительно слабом и тонком рынке, сейчас же на криптовалютных биржах вращаются миллиарды долларов. Однако, этот исключительный аспект второго сокращения никак не отразился на графиках цен. Обменный курс уже несколько дней колеблется около уровня $650 или ¥4300. Для криптовалюты, которая только недавно показывала колебания $100 в день, особенно в период голосования по Brexit, это практически полный штиль. Это минимальное движение цены предполагает, что майнеры, инвесторы и трейдеры считают изменения уже заложенными в текущих ценовых уровнях, и это неудивительно, если учесть, что подобное событие происходит по плану и к нему долго готовились. Оптимисты предполагают, что спрос остается постоянным, цена может увеличиться и в конечном счете обеспечит новый рекордно высокий уровень. Но этот прогноз никоим образом не является заданной величиной, тем более, что цена биткоина почти удвоилась всего за 2-3 месяца, предположительно, в ожидании сокращения наполовину. Первое уполовинивание награды также почти не повлияло на цену непосредственно. «Пузырь» весны 2013 года произошел через полгода и совершенно по другим причинам.
Возникает еще один аспект, когда в случае сокращения награды могут возникнуть проблемы прибыльности майнеров и их способности защитить сеть. Два производителя майнеров — KnCMiner и Spondoolies недавно объявили о банкротстве, прямо или косвенно ссылаясь на сокращение добычи. С тех пор цена значительно возросла, однако до сих пор непонятно, как сокращение скажется на других майнинговых компаниях. С другой стороны, Джихан Ву из Bitmain и Валерий Вавилов, генеральный директор Bitfury, публично заявили, что они не обеспокоены сокращением награды. Как бы то ни было, уже скоро мы сможем наблюдать эффект низкой контролируемой эмиссии, благодаря которой Биткоин смог завоевать популярность по сравнению с фиатными валютами, где полновластные центральные банки контролируют эмиссию и пользуются такими инструментами, как «количественное смягчение», разгоняя инфляцию. Шеффилд Кларк, генеральный директор сети American Bitcoin ATM Coinsource, прокомментировал долгосрочные эффекты сокращения награды: «Можно утверждать, что это породит доверие среди крупных институциональных инвесторов, которым стало очень неудобно с мягкой денежно-кредитной политикой многих центральных банков, особенно NIRP. Мы можем ожидать приток капитала в триггерные сделки с биткоином, учитывая его долгосрочный дефляционный характер. Учитывая количество капитала ($7 трлн), вложенного в облигации, приносящие отрицательные прибыли, в долгосрочной перспективе мы можем получить эти деньги, если удастся завладеть доверием инвесторов».
Неопределенность среди майнеров
Большинство майнеров не уверены в том, чего можно ожидать после сокращения награды. В первую очередь, это касается крупных операторов облачного майнинга, для которых окупаемость добычи — вопрос выживания. Одна такая добывающая компания — Genesis Mining. Ее генеральный директор Марко Штренг открыл немного информации на Всемирном экономическом форуме. Он сообщил, что себестоимость одного биткоина в их компании составляет около $200, учитывая невысокую цену электроэнергии и не считая все остальные расходы, например высокоскоростной интернет и холодный климат Исландии, где расположены мощности оператора.
Тем не менее, несмотря на сегодняшнюю себестоимость биткоина и текущую цену, компания не может четко сказать, что ей ожидать после уменьшения награды вдвое. На своей странице в Facebook Штренг сказал, что очень трудно прогнозировать все последствия этого события, и с осторожностью добавил, что это может привести к медленному росту цен, или может вообще ничего не произойти.
Разумеется, первыми будут вынуждены прекратить операции те майнеры, которые находятся в странах с дорогой электроэнергией и обладающие устаревшим оборудованием, которое уже работало на грани рентабельности. Теперь большинство предыдущих поколений оборудования для майнинга начнет приносить прямой убыток и сложность на некоторое время снизится. Однако, вскоре она скомпенсируется за счет вступления в строй новых ASIC-майнеров, более мощных и экономичных. Как и в предыдущие годы, гонка мощностей будет продолжаться, выбрасывая с рынка тех, кто не может окупить расходы.