Доллары все тяжелее найти в Иране, особенно после санкций, введенных США и их союзниками. Риал упал по отношению к доллару с 20160 в августе до 36500 в октябре. Сейчас курс установился около 27000. Официальный курс центробанка составляет 12260 риал за доллар. Сейчас в Иране осталась только одна валюта, которая сохранила свою стоимость и которую можно использовать для покупки за рубежом — электронная криптовалюта Биткоин (bitcoin).
Созданная в 2009 году таинственным программистом, именующим себя Сатоши Накамото, Bitcoin ведет себя как любая другая валюта. Ее стоимость обусловлена спросом и ею можно расплачиваться, совершая покупки. Транзакции в системе Биткоин зашифрованы и обрабатываются сетью из сотен тысяч компьютеров, разбросанных по всему миру. Торговцы со всего света принимают валюту, от булочника в Сан Франциско до зубного врача в Финляндии. Те, у кого есть биткоины, могут обменять на евро или доллары на онлайн бирже, например localbitcoins.net, финский сайт, основанный Иеремией Кангас. «Я верю, что в странах, таких как Иран, где высокая инфляция, на которые наложены валютные ограничения и санкции, биткоин станет эффективным инструментом для населения» пишет Кангас в своем письме.
Достоинство биткоинов для иранцев заключается в том, что биткоин можно обменять на доллар, который можно хранить заграницей. Другой плюс — регуляторам будет тяжело отследить транзакции, так как эмиссия биткоинов осуществляется не с единого центрального сервера. Пользователи могут вести бизнес в анонимных закрытых сетях, таких, как Silk Road, которые скрывают данные пользователей.
В онлайн магазине coinDL.com можно купить последний альбом известного иранского исполнителя Mohammad Rafig, под названием Beyond Matter. Каждый житель Америки, скачавший песни, каждая из которых стоит 0,039 биткоинов, или 45 центов, рискует нарушить санкции США. Но это не беспокоит самого Рафика, который, помимо музыки, изучает компьютерные технологии. «Мне очень интересен биткоин. Я надеюсь, культура использования электронных денег распространиться по всему миру, поскольку она не зависит политики» — Пишет Рафик. Для своих друзей он перевел несколько программ для майнинга биткоинов на фарси. «Я люблю Иран, и если биткоин хорош для меня, он может быть полезен и удобен для других Иранцев, таких же как и я».
Ирано-американский консультант по биткоинам Фазхад Хашеми недавно приехал в Тегеран и рассказал о биткоинах своим друзьям. «Они сразу же были очарованы, когда представили, как биткоин решит их проблемы». Иранцы, работающие и живущие за рубежом, могут отсылать их своим семьям. Так же биткоины будут полезны тем, кто хочет вывести свои деньги за границу, или же перевезти их детям, учащимся в Европе или США, или же просто хранить деньги в надежном месте.
Экономическая неопределенность привела к тому, что некоторые иранские разработчики просят клиентов платить им биткоинами. «Каждый, у кого есть компьютер, может владеть, отсылать и получать их. Вы можете даже сидя в интернет кафе в Иране создать аккаунт и кошелек биткоин» говорит Джон Матонис, основной член правления так называемой Биткоин Фаундейшн, некоммерческой организации из Сиэтла, которая продвигает валюту. Сейчас курс составляет 332910 риал за один BTC. Неизвестно, сколько иранцев пользуются биткоинами, чтобы обойти санкции. Согласно localbitcoin Кангаса, 32 человека из Ирана связывались друг с другом через его сайт.
Апрельский внутренний отчет ФБР выразил озабоченность относительно онлайн валюты. Отчет попал к Wired и Betabead. «Поскольку биткоин не обладает централизированной властью, правоприменение испытывает трудности, чтобы определить подозрительную активность, идентифицировать пользователей и получить записи транзакций — проблемы, которые могут привлечь вредоносных субъектов в биткоин» говорится в отчете. Сейчас иранцы используют биткоины для поддержания соединения с внешним миром.
В сухом остатке: иранцы прибегают к использованию виртуальной валюты для перемещения денежных средств в страну и обратно таким способом, каким будет сложно это обнаружить западным властям.
Источник — btcsec.com/iran_without_dollars